Возврат автозапчастей по закону «О защите прав потребителей»
прав потребителей
Дороговизна запчастей для современных автомобилей зачастую заставляет владельцев отказываться от услуг фирменных автотехцентров, и самостоятельно заниматься поиском нужной детали. Так можно приобрести автозапчасть-копию, в разы дешевле, чем у оригинального производителя. Но лицензионное изделие, не говоря уже об откровенном контрафакте, может оказаться крайне низкого качества. Другой подводный камень самостоятельного выбора автомобильных запчастей – деталь, внешне абсолютно идентичная оригинальной, на деле может не подойти по какому-то незначительному параметру. В этих ситуациях перед автовладельцем возникает необходимость обмена, либо возврата самостоятельно приобретённой запчасти. Рассмотрим, как производится возврат автозапчастей по закону о защите прав потребителей.
Содержание статьи
Нормативная база
Возможность возврата приобретённого товара, прописана в положениях ФЗ №2300-1, защищающего потребительские права граждан. Сделать это можно при определённых условиях, особых для разных групп товаров. Положения данного законодательного акта в полной мере распространяются и на автомобильные запчасти.
Права потребителей на возврат запчастей
Исходя из положений постановления №924, может создаться впечатление, что возможность возврата автозапчастей обратно в магазин не предусматривается российским законодательством.
Какие запчасти можно вернуть
Ранее в вопросе о возврате автозапчастей имелись существенные разночтения. Например, идентификационный номер имеют многие, даже самые незначительные детали, применяемые в конструкции автотранспорта. На этом основании продавец мог, по своему желанию, отказать в приёме назад не подошедшей к автомобилю запчасти.
Чтобы урегулировать этот вопрос, МВД издало собственный нормативный акт, согласно которому с 2018 года номерными узлами и агрегатами автомототранспорта признаются:
- Кузов.
- Рама, при наличии таковой.
- Кабина (для грузовиков).
Следовательно, даже двигатель машины, несмотря на наличие выбитого на нём собственного номера, отныне не относится к номерным узлам и агрегатам» с юридической точки зрения.
Какие запчасти нельзя вернуть
Как уже сказано выше, к невозвратным товарам относятся три вида номерных автозапчастей – кузов, кабина и рама. Кроме этого, не примут назад детали, которые уже были в эксплуатации.
Здесь опять часто возникает путаница: продавец, не желая принимать покупку, относит к бывшим в эксплуатации запчасти, у которых просто вскрыта фабричная упаковка. Однако, не вскрыв её, покупатель не сможет определить, подходит ли деталь к его машине, или нет.
Соответственно, по закону, продавец вправе не принять обратно только уже эксплуатировавшуюся запчасть, при условии, что она не имеет заводских дефектов.
Сроки на возврат автозапчастей
ФЗ о защите потребительских прав устанавливает такие временные рамки для возврата запчастей обратно в магазин:
- Детали, не имеющие заводского брака, а просто не подошедшие к автомобилю, принимаются назад в 2-недельный срок;
- Автозапчасти, имеющие фабричный дефект, допустимо вернуть продавцу до окончания действия гарантии, отпущенной им производителем.
Подобные нормы даются в статье 25 ФЗ №2300.
Пошаговая инструкция возврата автозапчастей
Для приёма назад бракованной детали, придётся доказать наличие дефекта. Если брак виден на глаз, то продавец, скорее всего, не станет спорить, и вернёт деньги, либо поменяет запчасть на аналогичную. Но когда дефект носит скрытый характер, потребуется проведение технической экспертизы.
Заявление на возврат автозапчастей
Часто, при наличии выраженного заводского брака, магазин идёт на обмен или возврат денег без какого-либо письменного заявления. Достаточно предъявить саму запчасть и кассовый чек.
Заявление пишется в произвольной форме, каких-либо строгих норм на этот счёт не существует.
Но в документе должна содержаться следующая информация:
- Наименование торговой организации, в которую оно подаётся.
- ФИО заявителя, его контактные данные – телефон, почтовый адрес, е-мейл.
- Чёткое изложение сути проблемы: брак или не подходящие технические параметры запчасти.
- Требование к продавцу: обмен автодетали, или возврат уплаченных за неё денег.
- В конце бумаги ставится роспись заявителя, и дата составления.
К заявлению прикладываются все необходимые документы: чеки, заключения экспертов и так далее.
Сроки рассмотрения претензии
Время, отведённое магазину для рассмотрения предъявленного клиентом заявления, зависит от выраженных в нём требований.
Сроки возврата денег
Когда деньги за некачественный или не подошедший товар возвращаются наличностью, то продавец обязан это сделать в срок не более 10 дней.
При возврате финансов с помощью банковского перевода на депозит или карту клиента, к десятидневному сроку прибавляет от 3 дней до месяца. Это время уходит на обработку перевода и перечисление денег по указанным в заявлении реквизитам.
Заключение
Возврат запчастей в магазин подчиняется правилам, прописанным в ФЗ №2300-1. Им обязаны следовать все продавцы, независимо от сферы торговли. Поэтому, если автомагазин вдруг отказывается принять назад покупку под надуманным предлогом, клиент вправе обратиться за содействием в надзорные инстанции – Роспотребнадзор, прокуратуру или в суд.