Возврат товара ненадлежащего качества
прав потребителей
Права покупателей и обязанности предпринимателей закреплены законом на федеральном уровне. Однако нередко возникают спорные ситуации, приводящие к конфликтам и решениям проблемы через судебные органы. Это случается потому, что далеко не все хорошо осведомлены о принятых стандартах возврата товара ненадлежащего качества в разных ситуациях.
В этой статье разберём, когда требуется расторгнуть сделку в связи с приобретением бракованного товара.
Содержание статьи
Возврат товара ненадлежащего качества
Если купленная продукция оказалась с производственным браком, потребитель может вернуть её предпринимателю при соблюдении необходимых условий.
Понятие «производственный брак»
Продукция, которая не соответствует ГОСТу или техническим условиям, при этом непригодна для применения по назначению без устранения недочётов, называется производственным браком.
Разделяют на:
- Исправимый
- Окончательный брак.
Закон о защите прав потребителей
Закон защищает стороны от недобросовестных участников сделки. Права покупателей при возврате продукции с недостатками описываются во второй главе ЗоЗПП (с 18 по 24 статьи).
Правила возврата
Требования по возврату продукции принимаются в течение установленной гарантии.
Покупатель имеет право:
- Сдать продукцию с возвратом полной стоимости;
- Оставить дефектный товар себе, но требовать перерасчёта стоимости с учётом недостатков;
- Сдать товар на экспертизу и гарантийный ремонт, при этом получить на время ремонта замену;
- По договорённости с продавцом самостоятельно или с помощью третьих лиц сделать ремонт, после чего получить возмещение от магазина;
- Потребовать денежной компенсации убытков, которые были причинены ему вследствие покупки изделия с недостатками.
Условия
Можно расторгнуть сделку при соблюдении определённых условий:
- Товар имеет производственные недостатки, возникшие не вследствие неправильного использования;
- Были соблюдены условия хранения, транспортировки;
- Действует гарантийный период. Если он не установлен, то в течение двух лет с момента покупки;
- Изделия не ремонтировалось третьими лицами или потребителем (без согласия продавца);
- Потребитель не покупал товар с уценкой по причине дефекта. Такой товар сдать нельзя;
- Наличие чека.
Требования сохранить упаковку незаконно. Можно сдать товар без упаковки, если продавец в устной или письменной форме не указал иное.
Порядок действий
При соблюдении всех условий для получения услуги возврата нужно принести или переслать покупку торговой организации.
Магазин принимает изделия и при необходимости проводит проверку качества за свой счёт. Покупатель при желании может присутствовать при проведении экспертизы.
Необходимые документы
Потребитель предоставляет:
- Паспорт;
- Чеки или другие платёжные документы;
- Составляет претензию на возврат.
Бланк претензии обычно есть в магазине, или его можно скачать в интернете.
Скачать образецЗаполняется в двух экземплярах, один из которых остаётся у покупателя с подписью ответственного лица, а другой в предпринимателя.
Срок возврата
Срок гарантии устанавливается производителем или продавцом и начинает считаться со дня получения покупки. Для сезонной продукции (одежда, обувь и другие) гарантийный срок начинается с момента начала сезона, который определяется в зависимости от климатических условий региона, где совершалась покупка.
Обмен товара ненадлежащего качества
Покупатель может потребовать не только отмену сделки, но и замену товара. В этом случае должны быть соблюдены те же условия, что и при возврате.
Правила обмена
Покупатель имеет право попросить заменить вещь на аналогичную или другой марки и модели.
Порядок действия
Порядок осуществления процедуры такой же, как и при возврате: доставка продавцу, при необходимости проверка качества, обмен.
Продавец обменивает некачественную продукцию в течение 7 дней, а если требуется проведение проверки, то срок увеличивается до 25 дней со дня предъявлена претензии.
Возврат товара ненадлежащего качества, если был в использовании
Нельзя вернуть только те изделия, бывшие в эксплуатации, которые относятся к категории качественных товаров. Тогда сделку можно расторгнуть в течение двух недель.
Возврат средств за товар
Перечисление средств осуществляется в течение 10 дней со дня оформления претензии. Тот же срок действует и при замене, уменьшении стоимости, возмещении убытков. В случае задержки магазин выплачивает пени.
При обмене на такой же предмет перерасчёт стоимости не делается. При замене на другую марку потребитель или, соответственно, продавец, выплачивают разницу в цене.
В случае если товар продан в кредит, продавец возвращает сумму, равную на момент возврата совершённым платежам, а также оплату за оформление кредита. Если же покупатель использовал для покупки потребительский займ, организация возвращает сумму выплаченных платежей, в том числе проценты и иные платежи.
Составление претензии
Для возврата суммы покупки покупатель составляет заявление в двух экземплярах.
Претензия заполняется от руки, с учётом следующих правил:
- Заполнение шапки, с указанием контактных данных заявителя и торговой организации.
- Вносится дата совершения покупки, наименование возвращаемой продукции, причины возврата.
- Указывается информация о гарантии.
- Требование о возврате суммы за предмет ненадлежащего качества.
- В конце — дата заполнения, подпись потребителя.
Популярные вопросы
Покупатели часто задают вопросы о том, как поступить в ситуациях, когда продавец не выполняет закон.
В случае отказа магазина принимать претензию, товар и перечислить средства, можно обратиться в орган по защите прав потребителей и в дальнейшем в суд.
Когда при удовлетворительном решении сумма в указанные законом сроки так и не поступила, заявитель имеет право обратиться в контролирующие органы и в суд. При этом требовать уплаты пени за просрочку и причинение морального ущерба.