Судебная защита прав потребителей
прав потребителей
Действующее российское законодательство гарантирует защиту потребительских прав своих граждан. Одним из инструментов такой защиты являются органы юстиции. Рассмотрим, какова судебная защита прав потребителей на практике, и когда покупателю следует обращаться за юридической защитой своих прав.
Содержание статьи
Федеральный закон о защите прав потребителей
Потребительские права граждан защищаются ФЗ №2300-1, принятым в далёком 1992 году. С тех пор в него внесено множество корректировок и дополнений, чтобы данный законодательный акт соответствовал реалиям нынешнего дня.
Судебная защита прав потребителей (статья 17)
Статья 17 закона РФ о защите прав потребителей регламентирует судебный порядок разрешения гражданских споров между продавцом, с одной стороны, и клиентом с другой.
Данная статья состоит из трёх пунктов:
- Определяет судебные органы как один из инструментов, предназначенных для защиты прав потребителей.
- Устанавливает судебную инстанцию, в которую допускается подача искового заявления.
- Прописывает освобождение истца от уплаты госпошлины при подаче заявления.
Судебная практика
Обращение клиента в суд для защиты своих прав – достаточно распространённое сегодня явление. Разберём подробнее всю процедуру судебного решения возникшего конфликта между продавцом и покупателем.
Основания для обращения
Основания для защиты прав потребителя в суде даются в ФЗ №2300-1.
К ним относятся:
- Ненадлежащее качество проданного товара, или предоставленной клиенту услуги;
- Не обеспечена безопасность потребителя при пользовании покупкой;
- Не предоставлена необходимая информация о товаре – порядке пользования, об эксплуатационно-технических характеристиках, сроках годности.
Куда обращаться
При нарушении потребительских прав, клиент вправе обратиться в следующие судебные инстанции:
- По месту проживания покупателя.
- По адресу нахождения организации (филиала), продавшей некачественный товар, или предоставившей некачественную услугу.
- По месту проживания частного предпринимателя.
Данные нормативы прописаны в п.2 статьи 17 ФЗ №2300-1.
Порядок действий
Судебный порядок защиты прав потребителей состоит из трёх основных этапов:
- Подача иска в судебное учреждение.
- Рассмотрение судьёй дела в порядке, предусмотренном ГПКРФ.
- Вынесение решения суда о защите прав потребителя.
Немаловажным аспектом, предваряющим подачу иска, является сбор необходимой доказательной базы. Суд выносит решения, опираясь на представленные сторонами подтверждения своей правоты.
Составление иска
Иск в судебные инстанции должен составляться в соответствии с принятым в стране порядком юридического делопроизводства. Заявление пишется или печатается на листе формата А-4.
Структура документа выглядит так:
- В верхнем правом углу указываются суд, в который подаётся иск, данные истца и ответчика;
- В основной части текста подробно, но без литературных излишеств, прописываются обстоятельства конфликта. Указывается, у кого, когда и за какую цену была приобретена некачественная вещь (получена услуга). Описать вред, нанесённый заявителю в итоге (материальный, моральный);
- Далее выдвигаются требования к суду: взыскать с продавца компенсацию, заставить обменять некачественную покупку и так далее;
- Указать цену исковых требований. Обычно это стоимость купленного товара, оказанной услуги, понесённый моральный вред в денежном исчислении;
- Когда к иску прикладываются некие дополнительные документы, рекомендуется указать их перечень. Так вы обезопасите себя от их потери сотрудниками судебной канцелярии;
- В конце заявления следует проставить дату его составления и личную роспись истца.
Подаётся иск в судебную канцелярию совместно с сопутствующей документацией.
Судебный акт
По итогам рассмотрения дела по существу, судья выносит постановление по иску.
Судья может, в зависимости от обстоятельств дела, удовлетворить исковые требования пострадавшего клиента полностью, частично, либо вовсе отклонить их.
Срок рассмотрения искового заявления
Поданное истцом заявление должно рассматриваться судом в определённые сроки. Для судов различных инстанций этот срок также различен.
Предполагается ли компенсация морального вреда
Компенсация пострадавшему причинённого морального ущерба предусмотрена статьей №151 ГКРФ. Основным условием для выплаты компенсаций здесь выступает факт причинения клиенту моральных страданий по вине продавца, поставщика услуг или производителя.
Дополнительная информация
Судебный порядок защиты прав потребителей не является единственно возможным. Пострадавший клиент вправе также обратиться в территориальные органы Роспотребнадзора. Эта организация обладает полномочиями разбираться в сути конфликта, произошедшего между продавцом и клиентом.