Защита прав потребителей: Роспотребнадзор это?
прав потребителей
Роспотребнадзор или Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – это специально созданный государственный орган, который контролирует выполнение законодательных актов в потребительской сфере и защищает права покупателей.
Обширный круг полномочий и множественные представительства во всех субъектах позволяют этой службе получать обращения граждан и осуществлять мониторинг соблюдения санитарных норм во всех сферах хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства и государственных учреждений.
Содержание статьи
Направления деятельности Роспотребнадзора
Основная цель деятельности инстанции – охрана интересов потребителей и контроль выполнения действующего законодательства на потребительском рынке.
Роспотребнадзор осуществляет деятельность в области:
- Эпидемиологического и санитарного надзора;
- Защиты прав потребителей;
- Организации санитарно-карантинных пунктов;
- Реализации программ в рамках ВТО и Евразийского экономического союза.
Функции Роспотребнадзора
Компетенцией Роспотребнадзора и его территориальных подразделений является:
- Разработка и внедрение стандартов и правил процесса производства товаров/предоставления услуг;
- Осуществление комплекса надзорных санитарно-эпидемиологических мероприятий;
- Проведение проверок, экспертиз и выдача эпидемиологических заключений по их итогам;
- Контроль защиты прав и законных интересов граждан и их благополучия в общественных местах;
- Проверка ответственных сотрудников на предмет наличия у них необходимых медицинских справок и соответствующего образования.
Ограничения полномочий
Полномочия сотрудников служб имеют ряд ограничений.
К ним, в частности, относят запрет на:
- Проведение проверки компании в период отсутствия её директора. Исключение – случаи прямой угрозы здоровью и жизни людей, животных и окружающей среде;
- Изъятие оригиналов документов, требования предъявить материалы, не являющиеся объектом проверки;
- Забор образцов для исследования сверх установленных норм;
- Проведение внеплановых проверок без достаточных на то оснований.
Положения по защите прав потребителя
Являясь специальным регулирующим и надзорным госорганом в сфере потребительских правоотношений, Роспотребнадзор выступает гарантом соблюдения прав граждан и защищает их интересы.
Исходя из указанных прав потребителей, основными функциями Роспотребнадзора является их защита и контроль за соблюдением производителями/исполнителями санитарных правил и норм осуществления хозяйственной деятельности.
Жалоба в Роспотребнадзор
Если гражданин считает, что его потребительские права были нарушены, он может обратиться с жалобой в Роспотребнадзор.
Основания
Чтобы жалоба была принята и рассмотрена сотрудниками инстанции, необходимы веские основания.
К ним относят:
- Обоснованные подозрения гражданина в осуществлении продавцом незаконной коммерческой деятельности;
- Приобретение покупателем товара или услуги, качество которых не соответствует заявленному;
- Реализация продавцом продукции с истекшим сроком годности;
- Причинение вреда здоровью человека или животного вследствие употребления товаров ненадлежащего качества;
- Требования, указанные в договоре купли-продажи товара, противоречат действующим нормам законодательства либо интересам одной из сторон;
- Другие обстоятельства, прямо нарушающие права потребителя.
Правила составления
Обращение в Роспотребнадзор может помочь защитить не только ваши права, но и права других граждан, которые рискуют приобрести некачественный товар или услугу. Чтобы ваше письмо было точно рассмотрено, его необходимо подготовить с соблюдением определённых правил.
Также можно составить коллективную жалобу. Процесс её подготовки почти не отличается от подготовки обычного заявления.
Образец
Жалоба готовится в простой письменной форме.
Она составляется по правилам подготовки деловой документации и содержит такую информацию:
- Полное название управления инстанции в регионе, куда подается жалоба;
- ФИО заявителя и адрес его регистрации;
- Подробное описание произошедшего.
Так как жалоба является официальным обращением в государственный орган, следует придерживаться делового стиля изложения и исключить эмоциональный окрас. Также Роспотребнадзор рекомендует чётко и детально описать произошедшие события. Кроме этого следует указать все относящийся к делу данные — названия компаний, место их расположения, даты и другую информацию. Содержание должно быть конкретным и содержать важные детали.
Способы связи и график работы
Связаться с Роспотребнадзором можно несколькими способами, а именно:
- Обратиться лично: на приеме вас проконсультируют и помогут составить жалобу в Роспотребнадзор;
- Оставить онлайн-обращение на официальном сайте;
- Отправить заявление на электронную или обычную почту, либо факс.
Телефон горячей линии
С Роспотребнадзором можно связаться по номеру горячей линии: тел 8 (800) 100-00-04.
Личный прием
Каждый гражданин имеет право изложить свои требования или жалобу в общественной приемной территориальных органов Роспотребнадзора. Также можно лично и письменно обращаться в центральный аппарат федеральной службы.
Общественная приемная работает:
- С 13:00 до 16:00 — с понедельника по четверг;
- С 10:00 до 13:00 — в пятницу;
- Суббота и воскресенье — выходные.
Интернет-приемная
Оставить жалобу можно и через виртуальную приемную ведомства. Для этого на официальном сайте в сервисе «Отправить обращение» необходимо выбрать соответствующий раздел и ваш регион. Далее указать имя и описать суть вопроса.
Перед отправкой сообщения система попросит подтвердить правдивость и достоверность заполненной информации.
Вопрос-ответ
Для личного приема требуется подготовить документ, удостоверяющий личность. Если потребитель желает сообщить о нарушении, подать жалобу или обратиться за защитой своих прав, необходимы будут документы, подтверждающие обоснованность претензий.
Это могут быть товарные чеки, результаты экспертизы, указывающие на низкое качество продукта, прочие доказательства. Если потребителя устроит устный ответ на запрос или претензию, ему дадут разъяснения и сделают отметку в журнале личного приема.
В случаях, когда для решения вопроса необходимо больше времени, на ответ гражданину отводится до 30 рабочих дней. Для решения особо сложных ситуаций могут привлекаться работники профильных подразделений.
Да, можно. Для этого надо обратиться на бесплатную горячую линию по номеру 8 (800) 100-00-04. Также можно позвонить в центральную приемную: тел +7 (499) 973-26-90.
Звонки принимаются:
- С 10:00 до 17:00 — с понедельника по четверг;
- С 10:00 до 16:00 — в пятницу;
- С 12:00 до 12:45 — перерыв.
Рассмотрение жалобы занимает не более 1 месяца со дня подачи обращения. Если при его подготовке вы допустили ошибки, неверно обозначили проблематику или решение поднятых вами вопросов не входит в компетенцию Роспотребнадзора, вас уведомят об отказе в рассмотрении.