Претензия в управляющую компанию
прав потребителей
Главная обязанность управляющей компании (УК), это обеспечивать порядок на вверенной ей территории, оказывать жильцам необходимые коммунальные услуги. Однако, УК далеко не всегда справляется с ними, а порой откровенно халатно относится к своим непосредственным обязанностям. В такой ситуации жильцы, для разрешения проблемы, вправе направить претензию в управляющую компанию. Разберём, как правильно её составить и подать, что делать, если руководство компании отказывается удовлетворять изложенные в претензии требования.
Содержание статьи
Причины направления претензии в управляющую компанию
Главная причина для написания претензии к управляющей компании – её неудовлетворительная работа. Список обязанностей, которые должна выполнять каждая УК содержится в правительственном постановлении №290.
Наиболее часто нарушения происходят в следующих сферах:
- Вывоз мусора, уборка придомовой территории и подъездов;
- Нерегулярное оказание положенных нормами коммунальных услуг;
- Неудовлетворительная подготовка здания к отопительному сезону;
- Непредоставление жильцам регулярного отчёта о деятельности компании;
- Неправильный расчёт стоимости оказанных коммунальных услуг.
Законодательное регулирование
Перечень причин для подачи претензии к коммунальным службам весьма широк. От этого зависит, на какую законодательную норму опираться заявителю при выдвижении требований к управляющей компании.
В разных случаях основой для законодательного урегулирования споров между жильцами и коммунальщиками могут служить:
- Жилищное законодательство.
- КоАПРФ.
- Свод санитарных правил и норм.
- ФЗ №69, прописывающий правила пожарной безопасности.
- ФЗ №2300-1, предусматривающий меры защиты потребительских прав.
- Правительственное постановление №491, устанавливающее правила содержания общедомового имущества.
- Правительственное постановление №290, прописывающее перечень коммунальных услуг, необходимых для поддержания в порядке общедомового имущества.
- Правительственное постановление №354, утверждающее правила оказания жильцам услуг в сфере ЖКХ.
- Правительственное постановление №416, регламентирующее деятельность УК по управлению жилыми домами.
- Приказ Госстроя №170, утверждающий основные нормативы эксплуатации жилого фонда РФ.
Как составляется претензия
Вопреки устоявшемуся мнению, претензия и жалоба не являются идентичными документами. Жалоба пишется в свободной форме, с целью привлечь внимание вышестоящих начальников к неким нарушениям, побудить их повлиять на ситуацию.
Официальная претензия управляющей компании пишется с соблюдением определённых правил, принятых в юридическом делопроизводстве. Составляется документ в печатном или рукописном варианте на листе формата А-4.
Структурно претензия выглядит так:
- В правом верхнем углу указывается наименование и адрес УК, а также Ф.И.О. ответственного лица, на имя которого подаётся бумага с претензией. Здесь же проставляются данные заявителя, адрес проживания и контактный телефон (Е-mail);
- Над основным текстом следует написать наименование документа – претензия;
- В основной части текста описывается суть возникшей проблемы. Излагать её нужно чётко и ёмко, но без излишней детализации. Здесь же выдвигается требование к руководству компании решить данную проблему. Можно установить конкретные сроки для принятия им мер, после чего будет направлено исковое заявление в судебные инстанции;
- В конце документ заверяется личной росписью заявителя и указывается дата его составления.
Претензия может писаться как отдельным гражданином, так и группой жильцов. Коллективная претензия в УК должна подписываться индивидуально каждым человеком, участвовавшим в её составлении.
Претензия в управляющую компанию о возмещении ущерба
УК, как юридическое лицо, несёт ответственность перед жильцами за свои действия, равно как и за бездействие, если в результате этого им был нанесён некий материальный или моральный вред.
Одни из наиболее частых причин выставления требований о финансовой компенсации к УК:
- Некачественный ремонт кровли, в результате чего заливаются квартиры верхних этажей, и портится имущество граждан.
- Падающими сосульками или снежными обвалами с крыш повреждены припаркованные у дома автомобили.
- Жилец получил травмы, поскользнувшись на обледенелом крылечке дома, или на дворовой дорожке.
- Длительное отсутствие ремонта водопроводных и отопительных труб, относящихся к общедомовому имуществу, привело к их прорыву. В результате этого оказалось повреждено имущество частных граждан.
Претензия в управляющую компанию по заливу квартиры
УК несёт ответственность за затопление квартиры жильца только в случае, если причиной этого стало:
- Некачественный ремонт крыши дома;
- Отсутствие ремонта протекающей кровли;
- Прорыв общедомовых водопроводных или отопительных стояков.
В ситуации, когда жильё затоплено из-за лопнувшей батареи или засорившейся канализации в квартире выше, то ответчиком выступает её владелец. Надзор за состоянием коммунальных систем, проходящих внутри квартиры, находится в обязанностях её собственника.
Скачать образецПретензия в управляющую компанию о некачественных услугах
Перечень коммунальных услуг, которые обязана оказывать УК для поддержания порядка на вверенной ей территории, прописывается в правительственных постановлениях №№290 и 491.
Если же во дворе неделями не вывозится мусор, не подметаются дорожки, в подъезде не чинится сломанный лифт, это служит поводом для подачи претензии в управляющую компанию о ненадлежащем качестве обслуживания.
Скачать образецПретензия в управляющую компанию о неоказании услуг
Основания для подачи претензии в случае отказа сотрудниками УК в оказании услуг те же, что и при их ненадлежащем качестве: постановления №№290-491.
Скачать образецПерерасчёт
Претензия с требованием перерасчёта выставленных к оплате счетов по коммунальным услугам, направляется, если жилец не согласен с указанной в них суммой. Причиной закравшейся в квитанции ошибки бывает сбои в работе расчётного центра УК, банальный человеческий фактор, или преднамеренное завышение тарифов.
В любом случае, чтобы добиться справедливости, следует подать претензию в управляющую компанию. В ней нужно разъяснить, в чём состоит ошибка в расчётах представленных платежей, и потребовать исправить её.
Скачать образецПорядок подачи претензии
Документ после составления ксерокопируется, дубликат оставляется у заявителя, а оригинал отправляется по назначению. Подать его можно при личном посещении офиса управляющей компании, отправить туда заказным письмом, или курьером.
Сколько времени даётся по закону для рассмотрения претензии
Сроки, в течение которых руководство компании обязано отреагировать на полученную претензию, устанавливаются ФЗ №2300-1. Они равняются, в зависимости от обстоятельств, 10-30 дням.
Отказ в удовлетворении претензионных требований
Когда УК отказывается удовлетворить требования жильцов, изложенные в претензии, либо попросту игнорирует их, остаётся один выход – обращение в надзорные инстанции.
Это может быть:
- Роспотребнадзор.
- Прокуратура.
- Судебные органы.
Заключение
Претензия в управляющую компанию является последней возможностью разрешить конфликтную ситуацию между управляющей компанией и жильцами в досудебном порядке. При её составлении важно знать свои права, и чётко опираться на законодательную базу. В таком случае, с высокой долей вероятности, вам удастся решить спорный вопрос в свою пользу, не обращаясь за содействием к органам юстиции.