Как правильно пишется претензия
прав потребителей
Подача претензии — это способ урегулирования отношений при нарушении прав потребителей в досудебном порядке. Образец претензии для разных случаев, виды и правила составления, сроки рассмотрения и другие важные вопросы разберём в этой статье.
Содержание статьи
Виды претензий
Что такое претензия? Это письменное требование, которое потребитель направляет в организацию, магазин или другое юридическое лицо, если были нарушены его права.
Потребительские претензии подразделяются на следующие виды:
- По типу договора: купля-продажа, выполнение работ, оказание услуг.
- По адресату: покупателю, продавцу, потребителю, интернет-магазину, поставщику, должнику, управляющей компании, работодателю, банку, почте России, застройщику, страховой компании и другие.
- По содержанию: о возврате и обмене некачественного товара, о возмещении средств за расторжение договора купли-продажи, об изменении условий договора, о расторжении договора, об устранении недостатков продукции, выполненных работ или услуг, о гарантийном ремонте.
Как правильно составить претензию
Важно грамотно и правильно составить претензию. Указание в ней конкретных законов и постановлений, согласно которым заявитель обращается к виновнику, поспособствует большей вероятности исполнения требований.
И также это необходимо, чтобы в случае неудовлетворения изложенных в ней требований, потребитель мог обратиться в государственные органы.
Правила составления
В нормативных актах не закреплён конкретный образец заявления. Оно оформляется на бланке организации или в свободной форме, в стиле делового письма.
Претензия должна содержать следующие данные:
- Данные заявителя: Ф. И. О., адрес, контакты.
- Данные руководителя и наименование организации, адрес, контакты.
- Название документа.
- Наименование и дата совершения покупки, выполнения работы или указание услуги.
- Причина обращения.
- Указание постановления и законов, которые регулируют данные отношения и конкретные вопросы.
- Требование, предъявляемое к юридическому лицу.
- Срок ответа.
- Пометка о том, что в случае отказа от выполнения требований или отсутствия ответа, последует подача иска в суд.
- Список документов, которые прикладываются к письму.
- Дата и подпись.
Образцы претензий
Любая претензия составляется в двух экземплярах, один из которых остаётся у заявителя, другой отправляется или передаётся ответчику.
Покупателю
Не только продавец (исполнитель, изготовитель) может нарушить права потребителя, но и последний не всегда добросовестно исполняет свои обязательства.
В таком случае юридическое лицо направляет в адрес получателя услуги или товара претензию, в которой требует:
- Выполнения обязательств по соглашению,
- Расторжения договора,
- Изменения условий договора,
- Возмещения убытков.
Продавцу
Покупатель или получатель услуги направляет продавцу претензию, с требованием возврата или обмена товара, ремонта или устранения недостатков, расторжения договора на услуги или работы.
Скачать образецИнтернет-магазин
На сайтах интернет-магазинов часто выложен бланк заявления на возврат или обмен товара и подробно описана процедура. Если такого бланка нет, то претензия составляется по образцу.
Скачать образецОтправить письмо можно по электронной почте, но желательно продублировать его по почте России с уведомлением и описью.
На возврат товара
Вернуть товар хорошего качества можно в течение 14 дней, не считая дня покупки. Для этого нужно написать заявление на имя руководителя магазина.
Скачать образецНа товар ненадлежащего качества
Продукцию с браком или другим недостатком можно обменять, сдать или отдать в ремонт в торговую точку в течение 14 дней по упрощённой схеме и далее в течение гарантийного периода.
Скачать образецПоставщику продукции
Договор на поставку заключается между юридическими лицами, в отличие от договора с потребителем, когда он заключается между физическим лицом и организацией.
Скачать образецДолжнику
В претензии должнику указываются требования об исполнении условий по договорам разного вида.
Скачать образецУправляющую компанию
При нарушении обязанностей управляющей компанией можно составить претензию с требованием выполнить обязательства и с указанием того, что в случае невыполнения, последует обращение в судебные органы.
Скачать образецРаботодателю
Претензия работодателю — это тоже способ не доводить дело до суда, например, при невыплате заработной платы, а также в случае отказа, доказательство для судебных органов, что потребитель пытался решить вопрос мирным путём.
Скачать образецБанк
В спорной ситуации с финансовыми организациями, заявить о своих требованиях также поможет письменная претензия.
Скачать образецПочте России
Причинённый, вследствие действий сотрудников почты России, ущерб можно взыскать. Для обращения составляется претензия.
Скачать образецЗастройщику
Между сторонами должен быть заключён договор участия в долевом строительстве. В случае невыполнения условий соглашения застройщику направляется заявление.
Скачать образецДругие случаи
Существует много других случаев, по которым оправдано составление претензии: для изменения договора, арендодателю, в страховую компанию, перевозчику.
Сроки рассмотрения
Срок рассмотрения претензии ответчиком чётко регламентируется только по некоторым случаям (возврат, обмен, устранение недостатков и другие) в законе о защите прав потребителей, и составляет в среднем 30 дней.
Порядок действий при отказе продавца от претензии
Если продавец отказывается принимать претензию, то письмо направляется по почте, с описью вложения и уведомлением о вручении или пересылается электронной почтой (наименее предпочтительный вариант, так как не будет доказательств получения).
Обращение в Роспотребнадзор
В том случае, если продавец не ответил на претензию или отказался от выполнения указанных в ней требований, потребитель вправе обратиться в Роспотребнадзор, всё ещё надеясь на решения вопроса мирным путём.
Судебное разбирательство
В случае отказа и невозможности решения вопроса мирным путём, заявитель обращается в суд.